Схема устройства КПП

Передаточные числа в коробке передач на ВАЗ 2107

Юрий Матусевич
Обсудить

Известно, что двигатель имеет  максимальную мощность, а значит, и максимальный крутящий момент в некотором диапазоне оборотов, а вовсе не распределена она равномерно на всей шкале тахометра. Для того чтобы «уловить» всю мощность и преобразовать её для различных условий движения, и нужна коробка. Её устройство достаточно сложное.

Схема устройства КПП

Вся мощь крутящего момента передаётся на ведущие колёса через трансмиссию, которая у ВАЗ 2107 состоит из следующих частей:

  • сцепление (его задача соединять первичный вал двигателя с коробкой, или разъединять;
  • собственно КПП (коробка переключения передач), её задача – по желанию водителя распределить крутящий момент от двигателя на колёса;
  • система приводных валов, окончательно передающих вращение на колёсный привод.

Опытные автомеханики знают, что из двух машин более быстрой может быть та, которая имеет более слабый мотор, если у неё правильно выбраны передаточные числа КПП.

Что такое передаточное число КПП?

Передаточные числа КПП  — частные от деления количества зубцов ведомых к количеству зубьев ведущих шестерней. Ещё такие передачи, у которых высокие передаточные числа — называют «короткими», а низкие числа – «длинными».

Физический смысл заключается в следующем: так как наибольшей частотой вращения обладает всегда двигатель (коленвал и первичный вал),

Коленвал и первичный вал

а частота вращения кардана всегда ниже (поэтому коробка и называется КПП – коробка понижающих передач), за исключением 5 передачи, где передаточное число меньше 1, то передаточное число – это количество оборотов карданного вала за один оборот коленвала.

Есть общее правило: чем оно больше, тем более короткое время понадобится при нажатии педали газа, чтобы набрать максимальное количество оборотов. Соответственно, передача будет более мощной, автомобиль будет «выпрыгивать» вперёд, но при этом водитель должен быть готов к быстрому переключению. И, как только машина значительно ускорилась, нужно готовиться к переключению. Поэтому характерно на высоких оборотах падение скорости.

Для того чтобы улучшить динамику автомобиля при разгоне, можно, конечно, сделать тюнинг карбюратора. Но если вы решились на настоящий поступок – нужно изменить главное передаточное число, главной пары КПП.

В КПП есть такое понятие, как ряд – набор валов и шестерёнок.

chislo3

Немного истории:

  • изначально на ВАЗ ставилась четырёхступенчатая КПП 2101;
  • затем с 1976 года появилась «нивовская» КПП, или 2121. Она отличалась повышенным рядом, где передаточное число было низкое (всё – таки внедорожник)! Кроме этого, ею комплектовались «шестёрки» с объёмом 1,6 л;
  • за год до Олимпиады – 80 появилась КПП 2105;
  • в настоящее время в продаже есть только 2107, 21074 и кое – где можно встретить 2106. Все другие коробки сняты с производства;
  • КПП 2107 существует для пятиступенчатой коробки, она именуется 21074, разница в том, что есть место для крепления блока шестерней заднего хода и пятой передачи;

Чтобы не утомлять читателя, приведём данные передаточные числа в таблице для КПП 2101, родоначальницы коробок (на самом деле, естественно, фиатовской конструкции) и ВАЗ 2107.

 Ваз 2101Ваз 2107
11718
22928
31514
43333
53.7533.667
62020
72727
82.3032.1
92424
102121
111.4931.361
1211
13-38
14-20
15-0.819
  1. – количество зубцов первичного вала (главная пара);
  2. – количество зубцов промежуточного вала (главная пара);
  3. – промежуточный вал 1 ;
  4. – вторичный вал 1 ;
  5. – передаточное число 1 передачи;
  6. — промежуточный вал 2 ;
  7. — вторичный вал 2 ;
  8. — передаточное число 2 передачи;
  9. — промежуточный вал 3 ;
  10. — вторичный вал 3;
  11. — передаточное число 3 передачи;
  12. — передаточное число 4 передачи;
  13. — промежуточный вал 5;
  14. — вторичный вал 5;
  15. – передаточное число 5 передачи. У ВАЗ 2107 нет.

Даже при поверхностном анализе эти передаточные числа говорят следующее:

  1. все передаточные числа ВАЗ 2107 чуть ниже, чем ВАЗ 2101, это делает коробку «мягче»;
  2. на 4 передаче имеем 1, это значит, что карданный вал и коленвал соединены напрямую;
  3. существует 5 передача, которая заставляет колёса вращаться быстрее первичного вала, так как отношение меньше единицы.

Что такое редуктор?

Редуктор преобразует момент вращения в коробке. Каждый редуктор характеризуется коэффициентом полезного действия, отношением передач, удельная мощность, угловая скорость валов, их количество и др.

В редукторе ВАЗ есть одна передача, два ведомых вала и один ведущий. Заводские отношения (3,9 – 4,1 – 4,3 – 4,4). Или,  другими словами, столько оборотов нужно сделать кардану, чтобы колесо повернулось один раз.

На графике показано, как будет зависеть скорость автомобиля (числа по горизонтальной оси) от частоты вращения коленвала двигателя, (числа по вертикальной оси) у которого различные главные пары в редукторе:

График зависимости скорости от частоты вращения коленвала

Хорошо заметно: чем у главной пары редуктора выше отношение, то более быстрый разгон, но «яма» в области максимальной скорости. Не забывайте, что каждое переключение требует времени, в течение которого колёса не получают энергию мотора. Кроме того, время расходуется на пробуксовку в системе сцепления. В случае ВАЗ 2107, как и прочей классики, это нужно особенно учитывать.

Если главная пара короткая, и передачи тоже, то машина ускорится хорошо, но недолго. Поэтому идеальный вариант для слабого двигателя и короткой трансмиссии – это дрэг, (скоростной заезд на прямом отрезке) в котором можно разгоняться до 6-7 передачи.

Как определить передаточное значение редуктора, если на нём стёрлась маркировка? Очень просто, лучше с помощником:

  • Рычаг КПП у ВАЗ 2107 устанавливается в нейтральное положение;
  • Проследите, чтобы одно заднее колесо прочно стояло на земле, а второе – вывесите с помощью домкрата;
  • Нанесите мелом метку на карданный вал;
  • Прокрутите колесо по часовой стрелке на 20 оборотов, а помощник пусть считает обороты коленчатого вала;
  • Затем число оборотов коленвала нужно разделить на 10.
  • Результат – передаточное число главной пары.

В итоге можно дать совет: если выбрать первую передачу длинной, а последующие – короткие, (высокие передаточные числа), то мы выиграем при переходе на вторую передачу, так как за время работы автомобиль накопит ускорение, и мы меньше потеряем при переходе на высшую. При этом у ВАЗ 2107 должно быть хорошее сцепление, которое разрешает трогаться с «дымом» из – под колёс, то есть на оборотах.

Похожие статьи

comments powered by HyperComments
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуйте первым!)
Загрузка...