Горит лампа зарядки аккумулятора, что делать


Панель приборов современного автомобиля снабжена множеством световых индикаторов указывающих водителю, как работают и какие неисправности могут быть у силового агрегата, основных и вспомогательных систем, различных узлов и механизмов.

фото 1

Один из таких указателей – сигнальная лампа зарядки аккумулятора. Что же происходит, когда она загорается? Что нужно сделать, чтобы устранить неисправность? Об этом рассказывается в этой статье.

Причины горения лампы зарядки АКБ

Сигнализация оповещения, что что-то случилось с процессом зарядки химического источника питания, выведена на приборную панель автомобиля в виде символа аккумулятора. Цвет, как правило, красный или же на красном фоне. В исправном состоянии системы электропитания (зарядки), загорается при включении зажигания, и сразу тухнет после запуска силового агрегата. В противном случае она продолжает сигнализировать.

Гореть лампочка зарядки аккумулятора может по многим причинам. В этом могут быть виноваты неисправности генератора или батареи, проблемы с проводниками или самой лампочкой. Рассмотрим все по порядку.

Генератор

При выходе из строя электромеханического источника питания, зарядка соответственно не будет поступать на химический элемент питания. Сигнализация соответственно оповестит владельца авто об этом. Электрогенератор сложное устройство и в процессе эксплуатации могут возникать поломки различной степени разных составляющих механизма.

фото 2

Основные проблемы электромеханического источника питания, которые наиболее часто встречаются:

  1. Ремень привода. Первое – это ослабление натяжки ременной передачи, что приводит к его проскальзыванию на шкивах, от этого частота вращения вала генератора не соответствует норме, что не дает достаточного напряжения для зарядки АКБ или вовсе отсутствует. Второе – загрязнение внутренней стороны ремня нефтепродуктами или любой другой грязью, усиливающей эффект скольжения. Третье – износ или обрыв ремня.
  2. Плохие контакты проводов на клеммных соединениях устройства. При длительной эксплуатации, от вибрации или любых других факторов внешнего воздействия клеммы могут ослабиться, защитные колпачки износиться, что приводит к окислению соединений и снижению проводимости электрического тока. К этой же проблеме относится ухудшение контакта «массы».
  3. Выход из строя токосъемных щеток. В большинстве случаев они изнашиваются, так как щетка в своем роде состоит из графита, а коллектор генератора или токосъемные кольца металлические (сплав меди), из-за разной плотности материала износ очевиден. Износ щеток не обеспечивает надлежащий контакт с кольцами, и ток, выработанный генератором, не в полном объеме поступает в систему питания, и не обеспечивает подзарядку аккумулятора.
  4. Поломка выпрямителя. В современном автомобилестроении на двигателях внутреннего сгорании устанавливаются генераторы переменного тока, но с встроенным диодным мостом и емкостным фильтром. Это для того, что сеть электропитания на борту – постоянного тока. Электроника уязвима и выход из строя одного или нескольких диодов прекратит подачу электроэнергии в сеть. фото 3
  5. Не действует реле-регулятор. Это устройство установлено на генераторе, обычно в одном корпусе со щетками («шоколадка»), предназначено для стабилизации зарядного напряжения и оберегает АКБ от перезарядки. При его поломке, как правило, ток с генератора не выходит, соответственно аккумулятор остается без зарядки и индикатор на щитке приборов светится.
  6. «Сгорел» генератор. Можно сказать иначе, произошло межвитковое замыкание обмоток. Сюда относится и обрыв фазы генератора, обычно это происходит в местах крепления выходов обмоток, независимо от вида крепления (болтовое или паяное). Соответственно электрическая машина не вырабатывает электроэнергию и не подает ее в сеть. Лампочка «зарядки» будет светиться.

Аккумуляторная батарея

Причиной горения индикации на щитке («зарядка»), может быть аккумулятор, точнее неисправность химического источника питания.

фото 4

Если во время не производить профилактику АКБ и не следить за его состоянием, то он может подвести в один прекрасный момент. Причины могут быть разные:

  • старая аккумуляторная батарея, отработавшая свой срок;
  • низкий уровень электролита в банках, поэтому не принимает зарядку;
  • окислены клеммы до такой степени, что не проводят электрический ток;
  • не плотные контакты клемм с батареей и проводников идущих от генератора к аккумулятору.

Лампа «зарядки»

Отношение к сигнальной лампе двоякое. Она может не гореть в принципе, скорее всего, перегорела или отсутствует контакт в патроне, возможно, сработал предохранитель, отвечающий за цепь на панели приборов (в частности за лампочку).

Бывает, световая индикация светится на холостом ходу двигателя, стоит добавить число оборотов, она тухнет. Дело в том, что на отечественных автомобилях применяются лампы с нитью накаливания и после ее замены (перегорела, вышла из строя по каким-либо причинам), автолюбители по своему незнанию, ставят светодиодную, а она в этой схеме тухнет при напряжении около 13 вольт. То есть, пока не добавишь оборотов, (напряжение с генератора) лампочка горит, а зарядка идет. Поэтому лучше применять те световые приборы, которые установлены на заводе изготовителе или хотя бы аналоги.

Проводка

Причиной горения индикатора могут быть проводники, подающие питание от генератора к аккумуляторной батареи:

  • плохой контакт клемм со стороны генератора или АБК;
  • перелом, обрыв проводника;
  • нарушен изоляционный слой проводника;
  • отсутствует контакт в реле-регуляторе.

Сработал предохранитель электрической цепи

Индикатор будет светиться, если перегорел предохранитель, отвечающий не за щиток приборов, а за участок цепи, задействованный в процессе зарядки батареи.

фото 5

Причин перегорания предохранителя много, это может быть короткое замыкание, механическое повреждение, установлен предохранитель меньшего номинала, скачок напряжения и так далее.

Плохой контакт

Часто встречающаяся проблема, заставляющая гореть индикатор батареи – это отсутствие контакт в цепи зарядки аккумулятора. Происходит из-за длительного воздействия вибрации на крепление клемм.

Диагностика и ремонт

Когда горит лампочка индикатора зарядки аккумулятора, необходимо провести диагностику и установить причину ее свечения. Изначально нужно убедиться идет зарядка на батарею или лампочка сигнализирует из-за какой-то другой проблемы, т.е. определить работает генератор или нет.

Есть пара простых способов проверки. Если неприятность застала в дороге, нужно обратить внимание на световые устройства (фары, подсветка панели, светильники салона), когда нет зарядки, аккумулятор садится, и яркость свечения понижается. Использовать можно ночью, когда фары включены (более заметно).

Днем можно применить «старый» действенный способ, не требующий каких-либо приборов и оборудования, который наверняка даст ответ, работает генератор или нет. Последовательность диагностики следующая:

  • открыть капот;
  • завести ДВС;
  • включить потребители, обеспечив нагрузку на сеть (фары, обогрев заднего стекла ит.д.);
  • снять минусовую клемму с АБК;
  • если мотор продолжает работать, фары светятся, то генератор успешно вырабатывает электроэнергию, способную питать все системы и заряжать аккумулятор;
  • если двигатель заглох после снятия минусовой клеммы, то электромеханический источник питания сломался.

Убедившись в том, что генератор не дает электроэнергию, его нужно тщательно обследовать, установить и устранить неисправности. Производить процедуру лучше в гаражных условиях и иметь минимум необходимого инструмента.

Ремень генератора

Начинать нужно с самого простого действия, т.е. проверить целостность приводного ремня и его натяжение.

фото 6

Натяжение проверяется путем нажатия на ремень пальцем, на равном расстоянии от шкивов с усилием около 8 кг. Норма прогиба старого ремня до 5 мм, нового – до 2 мм. Если входит в эти параметры, то нормально, если нет, то необходимо подтянуть. Сильно натянутый ремень тоже ничему хорошему не приведет. Он будет действовать на изгиб валов генератора, водяной помпы и другого навесного оборудования, если оно имеется.

фото 7

Целостность ремня, если нет явных повреждений, проверяют после его снятия. Ослабив натяжное устройство (оно может быть на генераторе или отдельно установлено в виде роликов), снимаем ремень, выворачиваем его наизнанку и сгибаем. Внимательно обследуем внутреннюю часть, если есть трещины, то ремень необходимо заменить.

Токосъемные щетки

Покончив с ремнем, переходим к щеткам. На большинстве автомобилей расположение генератора на двигателе позволяет демонтировать блок щеток без его снятия. Держатель щеток и реле-регулятор изготовлены, как единое целое.

Фото 8

Что бы снять щетки, нужно обесточить систему питании, отсоединив клемму со знаком «минус». Далее вынимаем провод реле-регулятора напряжения из разъема генератора и откручиваем два винта, крепящие «шоколадку». После этого снимаем реле и осматриваем щетки. Как контактные плоскости, так и в целом щетки должны быть ровные, правильной прямоугольной формы без сколов. Длина выступающей части щеток должна быть не менее 40 мм. Если одно из требований не соответствует, их необходимо заменить. Процесс установки в обратном порядке.

Регулятор напряжения

После диагностики щеток сразу можно провести проверку регулятору напряжения, только его нужно поставить на место. Проверка не сложная, ее можно произвести самостоятельно. Для этого необходимо иметь при себе мультиметр.

фото 9

Смысл проверки заключается в измерении напряжения на выходе с генератора при различных оборотах двигателя. Порядок действий:

  • запустить мотор;
  • в режиме холостого хода замерить напряжение, предел должен не выходить за рамки от 13,2 до 14 В;
  • частоту вращения коленвала увеличить до 2000 – 2500 оборотов в минуту, значения напряжения при этом должны быть в пределах от 13,6 до 14,2 В;
  • от 3500 об/мин коленвала и выше напряжение на генераторе не должно превышать 14,5 В.

Если при замере параметры совпадают с вышеуказанными пределами, то регулятор в норме и отлично работает в паре с электрической машиной, если имеются расхождения, то следует задуматься о смене регулятора.

фото 10

Следует помнить, что напряжение поступающее с генератора при нагрузке (дальний свет фар, отопитель или кондиционер, обогрев стекол и т.д.) не должно быть ниже 13,2 В, и без нагрузки при максимальных оборотах не выше 14,8 В.

Есть вариант проверки реле-регулятора напряжения на работоспособность в демонтированном состоянии. Для этого необходимо иметь блок питания с регулируемым напряжением и 12-ти вольтовою лампочку. Схема простая, показана на рисунке.

фото 15

При исправном реле лампочка будет светиться в диапазоне от 12 до 14,5 Вольт. До и за пределами этих значений она не должна гореть, в противном случае реле-регулятор не работает.

Диодный мост

Диодный мост предназначен он для выпрямления тока, поступающего с генератора в систему электропитания автомобиля, и его поломка значительно влияет на качество и количество вырабатываемой электроэнергии.

Перед тем как начать по детально производить проверку выпрямителя, необходимо убедиться, что цепь моста не замкнута на коротко.

фото 11

Для этого щуп омметра прикрепить к клемме генератора под обозначением 30, второй щуп установить на корпусе. При нормальном рабочем диодном выпрямителе показание на приборе должно стремиться к нулю.

Убедившись в том, что нет КЗ, проверить диоды на пробой. Лучше при проведении этой процедуры снять диодный мост с генератора иначе показания могут не соответствовать действительности, и удобней манипулировать. Полупроводники в выпрямителе условно подразделяются на «положительные» с красным корпусом и «отрицательные» с черным корпусом. Проверять нужно каждый диод.

Порядок действий:

  1. Установить мульниметр на измерение сопротивлений в диапазоне от 1 до 2 кОм.
  2. Отдельно каждый диод проверяют щупами, прикасаясь к выходам полупроводников.
  3. Сначала диод проверяют в одном направлении, потом щупы меняют местами и проверяют в другом направлении.
  4. Исправные диоды в одном направлении должны показывать сопротивление от 400 Ом до 800 Ом, в другом «бесконечность».
  5. Если измерительный прибор будет показывать сопротивление в обои стороны или «бесконечность», то диод является испорченным.

Испорченный мост меняют на новый.

Подшипник

Неисправность подшипника это чисто механическая поломка, приводящая к неприятным последствиям, вплоть до механического повреждения ротора и статора электрической машины. Выход из строя подшипника возникает из-за сильно натянутого ремня, плохой смазки, отсутствие защиты от попадания грязи. Эту неисправность невозможно не заметить, она даст о себе знать, как только появится. В начальной стадии шкив генератора будет интенсивно изнашивать ремень, далее генератор может попросту заклинить. Чтобы этого не допустить, чаще нужно делать осмотр – проверять люфт в подшипнике генератора.

фото 12

Проверить просто, сначала осмотреть ремень, нет ли явно износа, далее при снятом ремне подвигать шкив генератора вверх, вниз и из стороны в сторону, проверив люфт. Если есть, то необходимо сменить подшипник. Для этого снимается передняя крышка генератора, выпрессовывается подшипник, запрессовывается новый и крышка ставится на место.

Отсутствует контакт на клеммах генератора

Для пущей убедительности, раз коснулись полностью обследовать генератор, необходимо проверить плюсовой контакт выхода с генератора. Из-за него тоже может гореть лампочка индикатора зарядки аккумулятора. Происходит это потому, что при действии агрессивной среды, вибрации этот контакт окисляется и на нем появляется коррозия, препятствующая нормальному продвижению тока от электромеханического источника питания в сеть. Поэтому профилактику в любом случае лучше сделать после осмотра. Почистить, по возможности залудить концы проводов и прочно закрепить.

Параллельно с профилактикой на генераторе не помешает полностью произвести ревизию всех провод отходящих от него. Осмотреть клеммы, изоляцию и по необходимости отремонтировать или заменить.

То же самое проделать с проводами на «массу».

Обрыв внутренней цепи генератора

Бывают случаи обрыва фазы генератора, чаще это происходит в местах крепления конца обмотки с диодным мостом. Поэтому стоит после устранения неполадки, произвести ревизию остальных болтовых и паяных соединений. В случае если есть нарушения, то необходимо болтовые соединения очистить от коррозии и хорошо затянуть, пайку хорошо полудить и пропаять.

Не помешает проверить обмотку статора на сопротивление изоляции, и межвитковое замыкание. Все замеры делаются омметром или мультиметром.

Если при измерении параметры не соответствуют норме, то генератор подлежит перемотки, так же можно заменить на рабочий агрегат. Сопротивление изоляции должно стремиться к бесконечности, а сопротивление витков указано в паспорте электрической машины и не должно откланяться.

Натяжение ремня генератора

Натяжение ремня производится специальными натяжными роликами или устройством натяжения ремня на генераторе в зависимости от конструкции двигателя.

 

На фотографиях приведены пара устройств регулировки натяжения ремня, а степень натяжения и проверка описаны выше.

фото 13

фото 14

Подведем итоги

В общем, причин предостаточно, которые влияют на зарядку аккумуляторной батареи, на что указывает лампа индикатора. Если химический элемент питания находится в исправном состоянии, и нет причин переживать, что электрооборудование в автомобиле способствует быстрому разряду аккумулятора во время стоянки, то тень падает на генератор и его составляющие. В том числе реле-регулятор, плохие проводники от генератора до батареи и их контакты. Как обнаружить причину и устранить тот или иной дефект описано выше.

Для закрепления полезное видео

 

Похожие материалы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: