Регулировка карбюратора солекс


Карбюраторная подача топливной смеси в цилиндры двигателя постепенно уступает место более эффективным инжекторным системам впрыска. Однако на автомобильном рынке остаётся значительная доля машин с карбюраторными моторами. Одной из наиболее удачных моделей для таких устройств является карбюратор Солекс-21083.

 

фото 1

Немного истории

С началом производства машин Волжского автозавода на моторы этой марки стали устанавливаться карбюраторы Озон и их двухкамерные «двойники» Вебер, которые хорошо компоновались с продольно расположенными силовыми агрегатами на классических ВАЗах. Однако в середине 80-х годов появление переднеприводной «Восьмерки» вынудило конструкторов завода искать вариант нового карбюратора. Озоны и Веберы не подходили для поперечно установленного мотора. К тому же старые модели уже не соответствовали возросшим требованиям экономичности и экологической безопасности.

За основу был взят агрегат французской компании Solex. Творчески доработанный прототип «француза» получил российское наименование «Солекс-2108». Эта модель карбюратора до сих пор выпускается отечественным автопромом. Конструкторские решения, нашедшие применение в разработке этой модели карбюратора, оказались настолько удачными, что Солекс до сих пор выпускается отечественным автопромом.

Устройство карбюратора солекс 21083

Основные узлы и детали карбюратора показаны на рисунке ниже:

 

фото 2

Корпус карбюратора solex выполнен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей:

  1. Крышка. На ней расположены штуцеры подачи бензина, управляющих трубок и шпильки крепления кожуха воздушного фильтра.
  2. Корпус. Основная часть устройства, в которой находятся все узлы и механизмы, обеспечивающие приготовление топливной смеси.

Корпус и крышка соединяются между собой через прокладку с помощью 5 винтов.

 

фото 3

Агрегат стоит из нескольких основных узлов:

  1. Поплавковая камера с латунным поплавком и иглой запорного клапана. Служит для размещения в ней механизма впуска топлива и накопления его перед раздачей по каналам карбюратора.
  2. Смесительные камеры (первичная и вторичная), имеющие диффузоры распыления приготовленной смеси.
  3. Устройства дозированной подачи бензина в камеры. Поплавок поднимается за счёт выталкивающей силы бензина и через механическую тягу перекрывает игольчатый клапан. Подача топлива прекращается до тех пор, пока уровень жидкости в камере не понизится и поплавок не опустится, открывая клапан и возобновив таким образом заполнение ёмкости.
  4. Топливная и воздушная заслонки регулировки подачи топливной смеси и подсоса воздуха.
  1. Кинематические устройства управления углами открытия заслонок. Передают управляющий импульс непосредственно на заслонки.
  2. Каналы движения топлива и подачи воздуха. Они служат для подачи топлива и воздуха в зоны образования горючей смеси.
  3. Жиклёры с калиброванными отверстиями. Обеспечивают заданную интенсивность подачи бензина.
  4. Переходная система. Обеспечивает устойчивую работу двигателя во время переходных режимов от холостого хода к движению под нагрузкой.
  5. Эконостат. Отвечает за формирование оптимального состава топливной смеси при различных оборотах коленчатого вала для обеспечения требуемого крутящего момента в зависимости от нагрузки.
  6. Ускорительный насос. Он служит для быстрого увеличения подачи горючей смеси в момент резкого нажатия на педаль акселератора. Благодаря этому машина может резко ускориться.
  7. Экономайзер принудительного холостого хода. Обеспечивает устойчивую работу силового агрегата при минимальных холостых оборотах мотора. При увеличении числа оборотов двигателя выше нормы блок управления закрывает электромагнитный клан и обороты падают. Снижение частоты вращения вызывает открытие клапана с возобновлением подачи горючего.
  8. Экономайзер регулировки мощности. Он поддерживает требуемое соотношение бензина и воздуха в образуемой смеси и отвечает за экономичную работу системы.
  9. Кинематика управления заслонками. Обеспечивают передачу управляющих импульсов на поворотные устройства.
  10. Электромагнитные запорные устройства. Повышают экономичность двигателя, отключают подачу топлива для остановки силового агрегата при выключении зажигания.

Как снять карбюратор солекс

 

фото 4

Демонтаж карбюратора с двигателя автомобиля производится в следующей последовательности:

  1. Обесточить автомобиль, сняв клеммы с аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить гофрированный рукав подачи воздуха от корпуса воздухозаборника.
  3. Ключом на 10 отвернуть центральную гайку крышки корпуса воздушного фильтра.
  4. Отстегнуть зажимы.
  5. Вынуть пластмассовый фильтр из кожуха.
  6. Со шпилек карбюратора снять нижнюю часть кожуха воздушного фильтра, предварительно отвернув крепёжные гайки и сняв резиновый шланг вентиляции картерных газов.
  7. Ослабить хомуты крепления трубок, подходящих к штуцерам крышки карбюратора.
  8. Снять все трубки со штуцеров.
  9. Отсоединить от разъёмов электрические провода с датчиков концевых выключателей и запорного клапана.
  10. Наконечники тросов привода заслонок вынуть из зацепления с приводными устройствами.
  11. Отсоединить от корпуса модуль подогрева.
  12. Со шпилек впускного коллектора отвернуть гайки и снять корпус карбюратора солекс 21083.
  13. Аккуратно, не повредив, снять со шпилек впускного коллектора три прокладки: толстую, среднюю и нижнюю.

Настройка карбюратора солекс

Регулировка карбюратора солекс собственными силами крайне не желательна. Механизмы собраны и откалиброваны в заводских условиях, и неквалифицированное вмешательство способно принести больше вреда, чем пользы. Приступая к настройкам, надо предварительно изучить инструкции изготовителей, поясняющие, как отрегулировать карбюратор. Для периодического осмотра механизмов, контроля существующих регулировок и, при необходимости, внесения корректировок, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Контроль и настройка состава топливной смеси солекса.

Для точной настройки требуется газоанализатор выхлопа СО и СН. Снижение этого показателя выхлопа достигается вращением винта качества смеси. В результате происходит обогащение или обеднение её состава с целью достижения нормативных значений.

Регулировка полного открывания и закрытия заслонки пускового механизма.

Выполняется путём изменения длины приводного тросика относительно бронированной оплётки.

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере.

 

фото 5

В карбюраторе солекс такая процедура производится подгибанием язычка поплавка таким образом, чтобы расстояние между прокладкой корпуса карбюратора и поплавком было 2 мм. Замер расстояния надо проводить в вертикальном положении плоскости фланца карбюратора. Это необходимо для того, чтобы исключить просадку поплавка под собственным весом. Проверяется точность установки поплавка после того, как был запущен двигатель. Вновь снимается крышка карбюратора и производится замер величины заполнения поплавковой камеры топливом. Расстояние от фланца карбюратора до уровня бензина должно быть около 24 мм.

Проверка ускорительного насоса:

  • ручной подкачкой заполнить поплавковую камеру;
  • несколько раз резко открыть дроссельную заслонку;
  • если струи слабые или попадают на заслонку или стенки камеры, почистить или заменить сопло.

Регулировка пусковой системы:

  • полностью закрыть воздушную заслонку, вытянув ручку «подсоса» и запустить двигатель;
  • после первых вспышек топливной смеси заслонка должна немного приоткрыться;
  • если заслонка осталась закрытой, повернуть её отвёрткой на 30 градусов и выставить 3000 оборотов на холостом ходу с помощью винтов регулировки положения воздушной заслонки.

Настройка оборотов холостого хода:

  • прогреть мотор до рабочей температуры; вращением винта количества установить число оборотов коленчатого вала на значение 900 об/мин;
  • открутить винт качества смеси, снизив обороты до 800 об/мин;
  • педалью газа проверить работу мотора на разных оборотах;
  • при возникновении хлопков и «провалов» регулировку повторить.

Фото 6

Таковы основные настройки. Более глубокое вмешательство в устройство карбюратора возможно лишь с участием профессионалов, располагающих соответствующими приборами.

Чистка карбюратора

Перед чисткой карбюратора надо сделать следующее:

фото 7

 

  • снять крышку, развинтив крепление;
  • отделить от корпуса и отложить в сторону прокладки;
  • снять с оси поплавок;
  • вытащить из отверстий жиклёры и эмульсионные трубки;
  • снять стопор фиксации главных топливных жиклёров и извлечь их из корпуса;
  • вывернуть пробки и снять уплотнительные шайбы, проверить их качество и заменить при необходимости;
  • все жиклёры следует пометить, чтобы при сборке каждый из них вернулся на своё место;
  • снять топливный фильтр, промыть его ацетоном и продуть сжатым воздухом;
  • налить бензин в поплавковую камеру и продуть каналы, повторив процедуру несколько раз;
  • жиклёры и эмульсионные трубки замочить в ацетоне на 15-30 мин, после чего промыть в ацетоне (можно воспользоваться шприцем;
  • отверстия прочистить деревянным или синтетическим стержнем и повторно тщательно промыть растворителем;
  • промытые детали окончательно продуть сжатым воздухом;
  • сборку произвести в обратном порядке.

Вместо ацетона можно использовать специальные аэрозоли для очистки кабюраторных систем.

 

Фото 8

Необходимо исключить контакт прокладок и других синтетических изделий устройства с промывочной жидкостью.

Ни в коем случае нельзя применять для чистки каналов и жиклёров гвозди, иголки и другие металлические предметы. Это приведёт к неконтролируемому изменению расчётных сечений сопел и каналов.

Следует учесть, что алюминиевые сплавы, из которых изготовлен корпус устройства, с течением времени частично корродируют с образованием окислов алюминия. В результате такой химической реакции происходит засорение внутренних каналов карбюратора. В этом случае необходима замена устройства целиком на новый экземпляр.

Основные неисправности солекс

Карбюратор Солекс, несмотря на высокую эксплуатационную надёжность, может плохо работать из-за следующих неисправностей:

  1. Повышенный расход бензина, дым, плохой запуск в нагретом состоянии из-за неисправного топливного клапана и, как следствие, перелива топлива.
  2. Засорение жиклёров. Мотор «не тянет», плохо заводится, слышны хлопки в карбюраторе.
  3. Машина плохо ускоряется, глохнет на холостом ходу. Нарушение герметичности прокладок и диафрагм устройства. Ускорительный насос карбюратора Солекс нуждается в ремонте.
  4. Неустойчивая работа на всех режимах из-за некачественного бензина или попадания воды.
  5. Плавающие обороты холостого хода, провалы в работе возможны из-за износа заслонок.
  6. Недостаточная мощность мотора может быть следствием подсоса воздуха из-за деформации фланцев. Такое случается в результате перетяжки гаек. Кроме того, через щели воздух попадает в устройство в обход воздушного фильтра. Это может как обеднить смесь в карбюраторе, так и привести к засорению воздушных жиклёров пылью.
  7. Холодный мотор не заводится. Причина заключается в неправильной настройке пускового устройства. Воздушная заслонка недостаточно перекрывает подсос воздуха, что обедняет горючую смесь. В другом случае заслонка неправильно открывается, и двигатель заливается чересчур богатой смесью.
  8. Нагретый мотор плохо запускается из-за переобогащённой горючей смеси. Часто это бывает вызвано переливом бензина в поплавковой камере из-за неправильной регулировки поплавка. Может потерять герметичность топливный клапан.

Большинство проблем в работе карбюратора связано с засорением проводящих каналов и отверстий жиклёров пылью, грязью и водой, поэтому ремонт карбюратора солекс, в основном, заключается в его разборке и очистке от загрязнений. Главное – знать, как правильно отрегулировать карбюратор после разборки, очистки и сборки.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества карбюраторов Солекс:

  • высокая эффективность приготовления топливной смеси, позволяющая достичь высокого показателя в соотношении мощность/расход;
  • качество изготовления и сборки;
  • простота ремонта и регулировки;
  • доступность и низкая цена запчастей.

Недостатком этой модели является высокая чувствительность к качеству топлива и к чистоте воздуха, уязвимость перед пылью и засорами.

Чем солекс отличается от озона и вебера

  1. Карбюраторы Солекс обладают рядом преимуществ перед моделями Озон и Вебер:
  2. Надёжность. Минимизировано число деталей, входящих в конструкцию, что снижает риск поломки.
  3. Карбюратор солекс применяется на поперечных схемах установки силовых агрегатов.
  4. Конструкция поплавковой камеры и её расположение спереди исключают обеднение смеси при резких ускорениях машины, в кренах и на крутых подъёмах. Тем самым исключаются провалы мощности во время движения.
  5. Двойная камера Солекса способствует способствует улучшению смесеобразования и более эффективному использованию горючего. Применение двухкамерной компоновки позволяет повысить мощность работы мотора на высоких оборотах.
  6. Наличие диффузоров в нижней части корпуса улучшает заполнение камер сгорания топливной смесью.

Похожие материалы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: